«

»

Янв 23 2014

Методическая неделя «Формирование универсальных учебных действий в условиях ФГОС»

Педагог — ключевая фигура реформирования образования. Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Ежегодной традицией в практике школы стало проведение методических дней и методической недели. Третий год тематика методической недели посвящена введению и апробации новых ФГОС в начальной и основной школе. В декабре 2013 года прошла методическая неделя по теме «Формирование универсальных учебных действий в условиях ФГОС». С позиции деятельностного подхода процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Как построить современный урок, учитывая требования новых ФГОС? Какие технологии применить? Можно ли утверждать, что урок, на котором вы присутствовали, помогает ученикам формировать и демонстрировать универсальные учебные действия? — вот основные вопросы, на которые пытаются дать ответ администрация и педагоги школы, организуя открытые мероприятия в рамках методической недели.

Методическая неделя включала в себя три этапа: подготовительный, основной (теоретический и практический модули), заключительный (рефлексивный).

Практический модуль включал в себя открытые уроки в начальной и основной школе, мастер-классы. Педагоги продемонстрировали содержательные возможности этапов урока на основе технологий системно — деятельностного подхода, направленные на формирование УУД. Открытые уроки математики прошли в 1 классе, ( тема «Числа от нуля до десяти», учитель Соловьёва Т.С.); во 2 классе («Сложение и вычитание чисел», учитель Новикова Е.А.), в 6 «А» классе («Проценты и десятичные дроби» ,Бубенина С.В.) По русскому языку открытые уроки провели Бахвалова А.А. (5 класс, «Фразеологизмы»), Матяшова Г.В. (6 «А» класс, «Описание внешности человека. Портрет»), Дмитриева Е.А. (3 класс, «Части речи в русском языке»). На открытые уроки пригласили коллег учитель химии и биологии Милитан Е.В. (урок биологии в 5 классе, «Клеточное строение организмов»), учитель ИЗО и технологии Курбанова М.А. (урок ИЗО в 6 «Б» классе, «Новый год шагает по планете»). На уроке английского языка (учитель Гренадёрова Е.С.) учащиеся 6 «Б» класса формировали навыки употребления в учебных диалогах лексики по теме «Праздники», отвечали на вопрос «Как заказать цветы?». Учащиеся 6 «А» класса, используя «метод мозгового штурма», решали проблемные вопросы на уроке обществознания по теме «Межличностные отношения» (учитель Колоскова Г.И.).

Рефлексивный этап проходил в форме методического практикума «Критерии результативности современного урока, построенного в рамках ФГОС», на котором обсуждались острые вопросы и проблемы, касающиеся методики проведения современных уроков в рамках введения новых ФГОС, использованию междисциплинарных программ на уроках. Заместитель директора Ермаченкова Т.В. рассказала об организации образовательного процесса, направленного на формирование УУД, о структуре и критериях результативности урока с позиции технологий системно-деятельностного подхода. Участникам методического практикума были предложена памятка «Заповеди результативного урока».

В рамках работы методического практикума педагоги знакомились с технологическими картами открытых уроков, анализировали приемы по формированию универсальных учебных действий. Рефлексией мероприятия стали отзывы учителей об уроках своих коллег и самоанализ проведённых уроков. В результате обсуждения было отмечено, что на учебных занятиях, как в начальной, так и в основной школе, помимо предметных результатов, важное внимание уделялось развитию познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий. Учителя систематически обучают детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.), используют разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. Большинство педагогов школы владеют технологией проблемного диалога, эффективно сочетают репродуктивную и проблемную формы обучения, учат детей работать по правилу и творчески. Высокую оценку коллег получили уроки Бахваловой А.А. Колосковой Г.И., Бубениной С.В.

На тематическом педагогическом совете «Формирование универсальных учебных действий в условиях ФГОС» педагогами обсуждались междисциплинарные учебные программы: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Выступления были подготовлены заместителем директора по УВР Ермаченковой Т.В., учителем начальных классов Соловьёвой Т.С., учителем информатики Вайман А.В. , учителем географии и руководителем школьного музея Кальченко Г.В.

Также были даны следующие рекомендации по использованию результатов методической недели: обратить внимание на специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся; каждому учителю добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися в атмосфере сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, используя для этого специальные приемы; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать успехи обучающихся, даже минимальные. Была дана оценка методической работы в условиях ФГОС. Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями. Отрадно, что большинство педагогов школы понимают и принимают методические проблемы и задачи как жизненно необходимые. Следовательно, эти проблемы будут решаться, профессиональные знания и умения педагогов будут совершенствоваться, будет развиваться их творческий потенциал и, в конечном счете — повысится эффективность и качество педагогического процесса. Администрация школы уделяет большое внимание корпоративному обучению в рамках проблематики, необходимой образовательному учреждению для развития, в формате инновационной деятельности. Первоочередной задачей считает создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Заместитель директора по УВР

МОУ «Износковская СОШ»

Ермаченкова Т.В.