«

»

Ноя 19 2015

Философия общего дела

Воспитывает не столько сам воспитатель, сколько среда,
которую организуют наиболее выгодным образом.

А.С. Макаренко

19 ноября Министерством образования и науки Калужской области совместно с ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» и МКОУ «Китежская средняя общеобразовательная школа» проведена региональная конференция «Семья и школа: проектирование образовательной среды как условие обучения, развития и социализации ребенка». В работе Конференции приняли участие более 200 психолого-педагогических и руководящих работников образовательных организаций, среди них более 20 докторов и кандидатов наук, представляющих такие ведущие организации в системе отечественного образования как:
• Федеральный институт развития образования;
• Московский педагогический государственный университет;
• Московский городской психолого-педагогический университет;
• Международная Макаренковская ассоциация;
• Российский общественный совет по развитию образования;
• Калужский государственный университет.

Тема сотрудничества школы и семьи – не нова, она не единожды поднималась на региональных научно-практических конференциях Калужской области. С участием родительской общественности осуществляется разработка основных образовательных программ и программ развития образовательных организаций, проектирование образовательной среды.

Последняя задача и являлась конкретным предметом конференции. В решении этой задачи немало трудностей – «актуальных проблем». С обсуждения этой проблемы началась работа конференции. Пленарное заседание открыл докладом «Семья как субъект образования» Ефим Л.Р., директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народный учитель России, Член Российского Общественного совета развития образования, член Союза журналистов г. Москвы, член Межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование». Данные проблемы были вынесены на обсуждение на дискуссионных площадках, которые работали направлениям: «Психолого-педагогическое сопровождение семьи школьника», «Сообщество приемных семей: новый социальный институт, формы взаимодействия со школой», «Профессионально-педагогические и традиционные семейные ценности в системе воспитательной работы школы».

На конференции присутствовали делегации всех муниципальных образований Калужской области. Наша школа приняла участие в работе дискуссионной площадки «Проектная деятельность в школе: аспекты и темы заинтересованного диалога». Заместитель директора по УВР Ермаченкова Т.В. в своём выступлении «Философия общего дела» поделилась опытом работы школы по взаимному сотрудничеству двух важнейших образовательных институтов: семьи и школы как полноправных участников в проектировании образовательной среды. Во многих образовательных организациях Калужской области проектная деятельность выступает основой сотрудничества школы и семьи. Причем речь идет не только о вовлечении родителей в проектную деятельность своих детей, участии в таких образовательных проектах как, например, «Семейные традиции», «Мой род – мой народ» и т.п., но о совместной реализации социальных, общественно-значимых проектов. Школьно-семейное проектирование – особая форма интеграции семьи и школы, позволяющая раскрыть личностный потенциал всех участников образовательного процесса. Оно способствует созданию добротворческой среды школы, воспитывающей нравственно чистого, здорового человека, мыслящего, духовно богатого, граждански активного, ответственного и способного к самореализации. Темы проектов и исследовательских работ самые разнообразные: «Я и моя семья» (презентация или книга-альбом с рассказами и фотографиями членов семьи); «История моей семьи — как пример для подражания», «Незаконченный поиск на Износковской земле», «Самобытный народный ансамбль «Износковские ложкари» и его руководитель» (исследовательские работы, представленные на XXI областные чтения памяти А.Д. Юдина); «Безопасный перекресток» (макеты ближайших к школе опасных перекрестков, макет с картой-схемой безопасных путей одноклассников из дома до школы); «История села Износки» (презентация с историей улиц, расположенных около школы), «Холм Шатрищи» (исследовательский проект-книга); «Экологическая тропа» (маршрутный лист, фотоальбомы станций, видеофильм); «Муравейник в еловом лесу» (презентация, макет); «Агафьинское болото» (книга) и др.

Взаимодействие школьников, учителей, родителей и жителей села организовано через совместные акции «Чистое и красивое село», «Подари праздник ветерану», выпуск экологической газеты «Село — наш дом», проект «Живой родник». Самым масштабным и долговременным является совместный проект «Наш школьный двор», который состоит из отдельных проектов: «Старый сад на новый лад», «Преданья старины глубокой» (музейный уголок), «Лекарственная кладовая», «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок», «Территория здоровья», «Жизнь посвящаю земле» (аграрный класс), «Цветочная акварель», «Альпы у школы», «Судьбоносный камень». Совместная работа над проектом может быть осуществлена разными способами. Результатом сотрудничества родитель-ученик-учитель (где учитель играет роль консультанта и посредника) становится образовательный продукт (проект, исследовательская работа, статья и т.д.), который может быть представлен на родительском собрании, ежегодной научно-практической конференции проектных и исследовательских работ обучающихся «Эврика», заседании Управляющего совета школы и может иметь выход на участие в конкурсах различного уровня. Обучающиеся школы принимают участие в ежегодном региональном конкурсе «Юннат», Всероссийских юношеских Вавиловских чтениях, Всероссийской научно-практической конференции школьников «Мой род — мой народ», областных чтениях памяти А. Д. Юдина, областной научно-практической конференции «Молодость – науке» памяти А. Л. Чижевского и неоднократно являлись победителями и лауреатами.

Общее дело позволяет включить обучающихся в активную деятельность, оказывает влияние на их образование в целом (нравственное, умственное, эстетическое). Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, и должно составлять главную цель воспитания и обучения. Проектный метод выступает и как средство обучения, и как средство воспитания, и как средство, позволяющее учащимся адаптироваться в жизни. Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт обучающихся. Общие усилия участников образовательного процесса ориентированы на формирование у обучающихся социальной эффективности как качества личности, наличие которого обеспечивает развитие способности свободно и полно участвовать в общей деятельности.

Директор МОУ «Износковская СОШ» Полякова А.Ф.

 

 

 

ФОТОматериалы события: